Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

"Край родной, я тебя воспеваю!"

ИСТОРИЯ МОЕЙ ДЕРЕВНИ

Автор  работы: Коченков Никита Васильевич,

учащийся IV класса ГУО «Ветковский УПК ясли-сад – базовая школа»

                                                                                                  Ёсць у кожнага з нас

                                                                                                  Запаветны куточак адзіны,

                                                                                                   Ад якога бяруцца вытокі

                                                                                                   Паняцця – Радзіма.
                                                                                                                                                                           В. Лукша

        Каждый человек любит то место, где он родился и вырос, с которым связан тысячами невидимых, но прочных нитей. Никогда не забыть родительский дом, тропинку к реке, дерево, посаженное возле школы. Любовь к Родине начинается с родного края, с близких и дорогих каждому уголков природы. Родина – это самое дорогое, что может быть у человека. У каждого она остается в памяти навсегда. С любовью к Родине человек рождается, с нею же и умирает. Для каждого человека Родина – это родной уголок.

         Каждый из нас в течение всей своей жизни, с детства и до старости, постоянно сталкивается с самыми различными географическими названиями. Это названия материков и стран, гор и рек, городов и сел, озер и морей. Но каждый ли из нас знает, что означает то или иное название? Каждый ли знает, почему та или иная страна, город, река, озеро названы так, а не иначе?

          В самом деле, почему место, в котором вы родились, носит такое, а не какое-либо другое название?

В 32 км на юго-запад от Хотимска, в 12 км от железнодорожной станции Журбин по линии Кричев-Сураж, 200 км от г. Могилева, на реке Войская (приток Беседи), находится деревня Ветка.

Когда поселились первые люди на территории современной Ветки – этого, пожалуй, уже никто не скажет.

          На взгорье около Демьяновой кринички хорошо сохранился курган. Старые люди говорили, что в нём захоронены шведы со времён Северной войны. Но после того, как в пятидесятых годах ХХ столетия археологический отряд Белгосуниверситета произвёл раскопки по побережью Беседи и её притоках, в том числе и возле Демьяновой кринички, легенда о шведах отпала.

Оказывается, это захоронение древних славян.

Одиночный курган эпохи Древней Руси на правом берегу р. Войская (0,1 км), в 1 км северо-восточнее деревни. Насыпь полусферической формы, округлая в плане, высотой 1,3 м, диаметром 6 м, задернована, повреждена кладоискательной ямой.

          Открыл в 1970 г. Я.Г. Риер. Обследовали в 1985 г. Н.И. Зданович, в 1995 г. В.Ф. Копытин.

Архивные сведения говорят, что основана деревня в 1920 году на бывших помещичьих землях.

В 1970г. насчитывалось 43 двора, 168 жителей. В 2000г. –  93 двора и 273 жителя. В 2002 г. – 90 дворов, 266 жителей.

           На 01.01.2021г. имеется 54 дворовых хозяйств и проживает в деревне 126 жителей. На территории деревни находится государственное учреждение образования «Ветковский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – базовая школа», магазин,сельская библиотека, сельский Дом культуры, почтовое отделение связи, лесничество. 

Мы живем в мире названий. Названия окружают нас повсюду и служат надежным указателем мест, где что-то происходит или находится. Мы постоянно пользуемся ими, но редко задумываемся о том, как они возникли. Без знания прошлого нет будущего.

Отчизна, родная сторонушка…Как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти человека свою деревеньку, свой родной берег речушки, откуда он сигал с разбега в реку. Каждый человек любит то место, где он родился.Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

 Моя малая Родина – это деревня Ветка. Она особо дорога мне. С чего началась история нашей деревни.

 Вот о чем говорит история столетней давности. После реформы 1861 года, когда начался известный передел земли в России, часть земель досталась  крестьянам из Суражского уезда. Здесь они основали деревню Михайловку. Часть земли выкупил крестьянин Ивка, родом из Далисичской волости Суражского уезда. Он поселился здесь со своими уже женатыми сыновьями и  положил начало деревни Ивкино-Слобода.

Селецковская церковь тоже получила свое. И теперь еще та земля носит название Поповка (в районе учебно-педагогического комплекса). 

А от Михайловки до Батаево и от Ивкиной-Слободы до Дубровки стеной стоял лес, который принадлежал помещику Щегловитому. Сам Щегловитый постоянно жил в Горках, что под Оршей, а здесь, среди лесов была его экономия Негов. О происхождении названия Негов сказать уже невозможно точно. Интересно, что в Израиле есть город Негов. Памятью о Негове осталось только название ручья, который протекает между Веткой и Троицком – Неговец. 

Помещик Щегловитый приезжал в Негов изредка, чтобы узнать, как идут дела в его имении, и поохотиться на дичь. Постоянных жителей здесь не было, если не считать помещичьей прислуги: приказчика, лесников, машинистов. В помощь приказчику были даны двое черкесов с нагайками для поддержания порядка. Вырезали лес и занимались лесовывозомкрестьяне ближайших деревень. Имелись пилорамы и смолокурни.  Кроме лесозаготовки в Негове занимались разведением породистых собак, которые потом продавались на аукционах в Петербурге и Варшаве.

На пилорамах и смолокурнях работали посезонно крестьяне по найму. Сезон этот выпадал на осень и зиму. А к весеннему разливу лес-кругляк и пиломатериалы вывозились на пристань реки Беседи. Там вязались в плоты и с наступлением паводка сплавлялись вниз по Беседи, Сожу и Днепру (кстати, пристань та функционировала еще шестьдесят лет назад в 7 километрах от Батаево).

Сохранились и следы той дороги, по которой отправлялся лес. Она начиналась от Солодухиной хаты, в направлении школы и далее на Батаево. Сохранилась ещё и гребля по обе стороны речки – здесь был мост. 

Волна революции 1905 года докатилась и в эту глушь. Пришло время, крестьянерешили рассчитаться за все обиды и за одну ночь разгромили  имение. Сгорели пилорамы, лесосклад,были разбиты печи смолокурни, застрелены собаки. Свита Щегловитого сбежала.

Когда революция в стране была подавлена, помещик не простил этого крестьянам. Зачинщики погрома и его участники были арестованы и отправлены в уездный город Климовичи. Потом зачинщиков сослали на каторгу, участники были приговорены к принудительным работам по восстановлению имения. И через некоторое время в Неговезаработали вместо двух три механизированные пилорамы, задымили два стеклозавода (один находился там, где теперь деревня Ивкино-Слобода, другой находился за Батаевом в сторону реки Беседи).

Революция 1917 года постановила последнюю точку на существование Негова. После революционных событий от Негова остались два дома. В одном из них жил военнопленный австро-венгерской армии Ян Дунаев, чех по национальности, который попал в плен к русским в 1914 году и был направлен на работу в имение Щегловитого. А вокруг  пни и головешки от поместья Щегловитого.

Эта земля поновому административному делению вошла в Белынковичский район Калининского округа. В 1922 годуостро встал вопрос о строительстве здания райисполкома. Разрешить его вызвались малоземельные крестьяне из деревни Смольки. Это были еще совсем молодые мужики, недавно вернувшиеся с войны и только что обзавевшиеся своими семьями (Тимофей, Матвей, Петр Старосветские, Леон Земляков, Иосиф Минин, Кирей Козлов). А договор с начальством был такой: мужики за лето ставят сруб под райисполком, а осенью землемер выделяет им землю в Негове.

Всё получилось, как и было договорено. А так как у Тимоха был и готовый сруб под хату, он к зиме успевает перевезти его в Негов, поставить под крышу и посеять рожь на зиму. 

Откуда появилось название деревни Ветка известно точно.

 На одном из собрании первых переселенцев встал вопрос, как будет называться их поселение? Сохранить название бывшего барского поместья, либо дать новое? И тут свое слово сказала одна из присутствовавших женщин МининаЗена:

- Конечно, дать новое название! Негов проклят людьми и Богом, его уже два раза жгли. Хотите третьего раза?

- Тогда предложи название.

- Ветка, - долго не думая сказала женщина. – До революции я дважды ходила в Киев и дважды ночевала в Ветке на Гомельщине. Красивее Ветки и душевнее там людей за всю дорогу до Киева я не встречала. Пусть будет Ветка.

- Пусть будет Ветка, -  согласилось собрание.

Как память о Негове сохранилось только название ручья, протекающего между Веткой и Троицком, Неговец.

        Пройдет еще немного времени, и многие события из жизни моей деревни будут безвозвратно потеряны. Потому что не останется людей,которые расскажут нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много деревень, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек.Об этих местах не осталось никаких сведений в документах, кроме их названия. Я не хочу, чтобы и с моей деревней произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет материл об одном человеке, об одной семье, живущей или жившей в нашей деревне, это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего края.Ведь история жизни людей — это история деревни в целом.   

          А историю своей малой Родины нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И я буду надеяться на светлое будущее нашей малой Родины.

Разделы сайта